Заказать звонок
ru en
Интервью: Интернет-магазинам запретили использовать УСН. Как изменится жизнь е-бизнесменов в 2016 году?
28 марта 2016 Согласно новой редакции Налогового Кодекса РБ, которая вступила в силу с 01 января 2016 года, интернет-магазины не могут с начала года применять упрощённую систему налогообложения (УСН) для своей деятельности. Запрет распространяется также на интернет-площадки, предоставляющие услуги по размещению у себя на сайте информации об интернет-магазине, в том числе и ссылки на интернет-магазины.

Попросили данную ситуацию прокомментировать Ирину Иванченко,учредителя ООО «Юридического бюро «А-Квадратум» и ООО «Консалтинговое бюро «К и Т», как быть дальше и что делать тем, кто только стартует.

if.jpg

− Ирина, как теперь быть предпринимателям, занимающимся интернет-торговлей?

 − Продолжать работать. Организации, имеющие интернет-магазин, просто переходят на общую систему налогообложения с уплатой НДС и налога на прибыль. Индивидуальные предприниматели, в зависимости от ассортимента и условий работы переходят на единый или подоходный налог.

− На что бы вы посоветовали обратить внимание владельцам интернет-магазинов в своих налогах в связи с изменениями законодательства в 2016г.?

− Что касается интернет-магазинов, то я бы разделила их на 2 группы: К первой можно отнести интернет-магазины крупных организаций, у которых есть свои склады, стационарные магазины и для которых Интернет-торговля является только дополнительным источником дохода. Такие компании практически не почувствуют изменений. У них как правило торговая наценка не превышает 30%. Когда наценка на товар не превышает 30%, то нет существенной разницы - платить налог при общей системе налогообложения или 5% от выручки. Ко второй – интернет-магазины предпринимателей, которые делают закупки от одной единицы товара. У них и наценки больше и траты увеличиваются. Для таких интернет-магазинов изменения в системе налогообложения не очень приятны. Ограничений и рамок становится всё больше, особенно в общей системе налогообложения. Налоговая инспекция очень жёстко взяла под контроль затраты как компаний, так и предпринимателей. Затраты сейчас рассматриваются именно по отношению к выручке. Невозможно сказать, что вы съездили в командировку на выставку, например, в Китай, прогулялись и приехали, а оформили всё как затраты по предпринимательской деятельности. Будет учитываться наличие выручки по договору с Китаем. Только тогда вы можете считать расходы по поездке затратами. Расчет подоходного налога сложен для предпринимателей. Тяжёлые для понимания ограничения. Все затраты – покупка товара, оплата аренды, транспортных и прочих услуг должны быть оплачены, если нет оплаты, то нельзя учесть как затраты. Если предприятием реализованы товары, но не оплачены поставщику, то стоимость реализованных товаров всё равно учитывается при налогообложении. У предпринимателя, пока он сам не оплатил поставщику, нет возможности учесть эти затраты для налогообложения. Поэтому подоходный налог для предпринимателей, я бы сказала, сложнее, чем общая система налогообложения для организаций. При этом обязательно нужно вести учет в книгах. Книга учёта товаров, особенно при импорте, когда нужно учитывать курсовые разницы, очень сложная даже для профессионального бухгалтера, а для предпринимателя... Я вообще не представляю, как они справляются с этим.

 − А объясните, пожалуйста, подробнее про размещение рекламы об интернет-магазинах у себя на сайте? Правда ли, что это будет касаться и баннеров Яндекс и Google (Рекламная сеть Яндекса (РСЯ) и Контекстно-медийная сеть Google (КМС) – прим.), которые размещаются на вашем сайте и показывают автоматически то, что искал пользователь?

− Под новые ограничения попали также все те, кто размещает у себя на сайте баннеры. Например, наша компания занимается юридическими услугами, но мы заключили с компаниями Google и Яндекс договора на размещение у себя на сайте рекламы. Просто рекламы. И мы не можем отследить, какая именно реклама будет мелькать на сайте и что увидит конкретное физическое лицо по своим запросам. Но если в договоре не прописан отказ от рекламы интернет-магазинов, то мы будем вынуждены перейти на общую систему налогообложения. Считается упоминание интернет-магазина в любом виде - в рекламе, или гиперссылка в тексте, любая другая ссылка, то с момента показа такой ссылки вы плательщик общей системы налогообложения. Нужно относиться к этому очень внимательно. При заключении договоров на размещение материалов на сайте стоит прописывать, что публиковаться будет разрешенная законодательством реклама, кроме рекламы интернет-магазинов в любой форме. Тогда можно будет остаться на УСН. Отсутствие данного пункта в договоре может повлечь претензии налоговых органов, так или иначе. Я думаю, что могут быть еще уточнения в налоговом кодексе по этому поводу. Потому что это уж как-то совсем жёстко.

− Как быть тем, кто только планирует начать деятельность в Интернет-торговле? Как им оптимизировать свои налоги?

 − Что касается оптимизации деятельности и налогов, тут всё очень индивидуально. Зависит от того, как вы торгуете и чем, какие наценки, какие обороты. В определенных случаях целесообразно зарегистрировать индивидуального предпринимателя и предприятие для разделения деятельности между ними. Конечно, это увеличит затраты на обслуживание, потому что нужно вести банк, бухгалтерию, налоговый учет и по предприятию, и по деятельности предпринимателя. Имеет смысл потратить время на расчет – возможно более выгодно не иметь расходов на вторую структуру и просто платить налоги. Есть другие способы оптимизации деятельности. Например, являться не интернет-магазином, а просто магазином. Если есть хоть одна, пусть маленькая стационарная точка сбыта, где вы можете продавать товар, то это уже розничный магазин. Если вы не зарегистрированы официально в Торговом реестре в качестве интернет-магазина, то это просто розничный магазин, торгующий по образцам. Вы можете сделать рекламный сайт, и это не будет считаться торговлей в интернете (имеется ввиду витрина, без возможности заказа онлайн – прим.). И тогда можно выбрать удобную систему налогообложения.

ывапрол.jpg

 − Какие ещё проблемы могут возникнуть у е-предпринимателей?

− Вопросы не только с налогом, но и с теми же терминалами для приёма платежей по платежным картам. Перечень объектов и видов деятельности, когда индивидуальные предприниматели обязаны установить и использовать платежные терминалы, постоянно дополняется. В результате практически все, кто имеет кассовый аппарат, должны приобрести также терминал. Любой курьер, который приезжает к вам из интернет-магазина, должен иметь всё оборудование для платежа. Стоимость терминала на данный момент более 10 млн. рублей, и для маленького бизнеса, который торгует вышивками или карандашами, это существенная сумма. Но предприниматели вынуждены приобретать терминал и дополнительно платить за эквайринг. Очень тяжело для тех, у кого выручки небольшие.

− Стоит ли сейчас в Беларуси начинать предпринимательскую деятельность в интернет-торговле?

− Даже нужно. Европа стоит на семейном бизнесе. К сожалению, у нас это не принято. Предпринимательство - это всегда риски. Но если кто-то что-то хочет начать, практически в любой бизнес можно войти, много пустых ниш. В отличие от Европы, конкуренция низкая. Да, покупательская способность упала у населения. Жить стало тяжелее. Работы нет, зарплаты маленькие. Но всегда можно начинать что-то новое. Пока начнёте, что-то уже изменится, с рынка уходят лишние или слабые игроки. Основная ошибка предпринимателей – начинать деятельность без бизнес-плана, хотя бы простейшего. Финансовый план можно сделать самому, в интернете есть готовые шаблоны, останется только подставить свои данные. Многие разоряются из-за того, что вовремя все не просчитали. Предприниматели не понимают, что такое маржинальная прибыль, рентабельность продаж. Выручка - не главное, это стоит помнить. Есть и оптимистичные тенденции. Государство декларирует, что будет помогать и поддерживать малый бизнес. Еще одна хорошая новость - отмена санкций Евросоюза, есть вероятность, что у предпринимателей появится возможность брать кредиты под меньшие проценты. И сейчас работают программы европейских банков для предпринимателей и можно брать деньги для развития бизнеса. Почему-то у нас этим мало пользуются, но под некоторые инновационные проекты вам могут дать деньги бесплатно. Стоит прийти в банк с хорошим бизнес-планом, и вы получите кредит для развития малого бизнеса. Конечно, о крупных суммах речь не идет. Когда трудно, всё начинает крутиться быстрее, появляются новые идеи. Так что, может, это и хорошо, когда всё плохо. Как бы ни странно это звучало.